Специфические особенности психики и поведения подростков

Специфические особенности психики и поведения подростков

Специфические особенности психики и поведения подростков

Стремление подростка занять удовлетворяющее его положение в группе сверстников сопровождается повышенной конформностью к нормам поведения и ценностям референтной группы, что особенно опасно в случае приобщения к асоциальному сообществу.

Переходность психики подростка состоит в сосуществовании, одновременном присутствии в ней черт детскости и взрослости. В подростковом возрасте нередко сохраняется склонность к поведенческим реакциям, которые обычно характерны для более младшего возраста.

К ним относят следующие:

1. Реакция отказа. Она выражается в отказе от обычных форм поведения: контактов, домашних обязанностей, учебы и т. д. Причиной чаще всего бывает резкая перемена привычных условий жизни (отрыв от семьи, перемена школы), а почвой, облегчающей возникновение таких реакций, — психическая незрелость, черты невротичности, тормозимости.

2. Реакция оппозиции, протеста. Она проявляется в противопоставлении своего поведения требуемому: в демонстративной браваде, в прогулах, побегах, кражах и даже нелепых на первый взгляд поступках, совершаемых как протестные.

3. Реакция имитации. Она обычно свойственна детскому возрасту и проявляется в подражании родным и близким. У подростков объектом для подражания чаще всего становится взрослый, теми или иными качествами импонирующий его идеалам (например, подросток, мечтающий о театре, подражает в манерах любимому актеру). Реакция имитации характерна для личностно незрелых подростков в асоциальной среде.

4. Реакция компенсации. Она выражается в стремлении восполнить свою несостоятельность в одной области успехами в другой. Если в качестве компенсаторной реакции избраны асоциальные проявления, то возникают нарушения поведения. Так, неуспевающий подросток может пытаться добиться авторитета у одноклассников грубыми, вызывающими выходками.

5. Реакция гиперкомпенсации. Обусловлена стремлением добиться успеха именно в той области, в которой ребенок или подросток обнаруживает наибольшую несостоятельность (при физической слабости — настойчивое стремление к спортивным достижениям,

при стеснительности и ранимости — к общественной деятельности и т.д.).

Собственно подростковые психологические реакции возникают при взаимодействии с окружающей средой и нередко формируют характерное поведение в этот период:

1. Реакция эмансипации. Она отражает стремление подростка к самостоятельности, к освобождению из-под опеки взрослых. При неблагоприятных средовых условиях эта реакция может лежать в основе побегов из дома или школы, аффективных вспышек, направленных на родителей, учителей, а также в основе отдельных асоциальных поступков.

2. Реакция «отрицательной имитации». Она проявляется в поведении, контрастном по отношению к неблагоприятному поведению членов семьи, и отражает становление реакции эмансипации, борьбу за независимость.

3. Реакция группирования. Ею объясняется стремление к образованию спонтанных подростковых групп с определенным стилем поведения и системой внутригрупповых взаимоотношений, со своим лидером.

В неблагоприятных средовых условиях, при различного рода неполноценности нервной системы подростка склонность к этой реакции может в значительной мере определять его поведение и быть причиной асоциальных поступков.

4. Реакция увлечения (хобби-реакция). Она отражает особенности внутренней структуры личности подростка. Увлечение спортом, стремление к лидерству, азартные игры, страсть к коллекционированию более характерны для подростков-мальчиков.

Занятия, мотивом которых является стремление привлечь к себе внимание (участие в самодеятельности, увлечение экстравагантной одеждой и т.п.), более типичны для девочек.

Интеллектуально – эстетические увлечения, отражающие глубокий интерес к какому-либо определенному предмету, явлению (литературе, музыке, изобразительному искусству, технике, природе и т.п.), могут наблюдаться у подростков обоих полов.

5. Реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением (повышенный интерес к сексуальным проблемам, ранняя половая жизнь, онанизм и т.д.).

Описанные реакции могут быть представлены как в вариантах поведения, нормальных для данного возрастного периода, так и в патологических, не только приводящих к школьной и социальной дезадаптации, но и требующих нередко лечебной коррекции.

Критериями патологичности поведенческих реакций считают распространенность этих реакций за пределы той ситуации и микрогруппы, где они возникли, присоединение невротических расстройств, нарушения социальной адаптации в целом.

Очень важно вовремя дифференцировать патологические и непатологические формы нарушений поведения, поскольку они нуждаются в разных формах педагогической и социальной помощи, а в некоторых случаях требуется и медикаментозная терапия.

Важное направление психического развития в подростковом возрасте связано с формированием стратегий или способов преодоления проблем и трудностей. Часть из них складываются еще в детстве для разрешения несложных ситуаций (неудачи, ссоры) и становятся привычными.

В подростковом же возрасте они трансформируются, наполняются новым «взрослым смыслом», приобретают черты самостоятельных, собственно личностных решений при столкновении с новыми требованиями. Среди всего многообразия способов поведения человека в трудной для него ситуации можно выделить конструктивные и неконструктивные стратегии. Конструктивные способы решения проблем направлены на активное преобразование ситуации, на преодоление травмирующих обстоятельств, в результате чего возникает чувство роста собственных возможностей, усиление себя как субъекта собственной жизни. Это вовсе не означает отсутствия тревог и сомнений в будущем.

Конструктивные способы:

— достижение цели собственными силами (не отступать, приложить усилия, чтобы добиться намеченного);

— обращение за помощью к другим людям, включенным в данную ситуацию или обладающим опытом разрешения подобных проблем («обращаюсь к родителям», «посоветовалась с подругой»,

«решаем вместе с теми, кого это касается», «мне помогли одноклассники», «я бы обратился к специалисту»);

— тщательное обдумывание проблемы и различных путей ее решения (поразмышлять, поговорить с собой; вести себя обдуманно;

«не делать глупостей»);

— изменение своего отношения к проблемной ситуации (отнестись к происшедшему с юмором);

— изменения в себе самом, в системе собственных установок и привычных стереотипов («нужно искать причины в себе», «пытаюсь измениться сама»).

Неконструктивные стратегии поведения направлены не на причину проблемы, которая «задвигается» на дальний план, а представляют собой различные формы самоуспокоения и выхода негативной энергии, создающие иллюзию относительного благополучия.

Неконструктивные способы:

— формы психологической защиты — вплоть до вытеснения проблемы из сознания («не обращать внимания», «смотреть на все поверхностно», «уйти в себя и никого туда не пускать», «стараюсь избегать проблем», «я и не пытался ничего предпринимать»);

— импульсивное поведение, эмоциональные срывы, экстравагантные поступки, необъяснимые объективными причинами («на всех обижалась», «могу закатить истерику», «хлопаю дверьми», «целый день слоняюсь по улицам»);

— агрессивные реакции.

Сравнительное кросс – культурное исследование российских и немецких подростков показало, что в выборе стратегий поведения между подростками Петербурга и Потсдама существует определенное сходство.

И те и другие предпочитают при возникновении проблем обращаться за помощью к родителям или другим взрослым, пытаются самостоятельно обдумать ситуацию и различные варианты ее разрешения, прибегают к советам друзей. Однако обнаружены и существенные различия.

Юные петербуржцы значительно чаще, чем их потсдамские сверстники, демонстрируют так называемое избегающее поведение. Они стремятся не думать о возникших проблемах, вытеснить их из своих мыслей, вести себя так, как если бы все было в порядке, в надежде, что проблемы решатся сами собой.

Они менее склонны к компромиссам и изменениям в самих себе, к проявлению конструктивной активности в разрешении конфликтов и преодолении проблем. Да и частота использования активных стратегий разрешения проблем у них значительно меньше. Автор исследования Е.В.

Алексеева связывает выявленные кросс – культурные различия с воздействием таких внешних факторов, как особенности культурной традиции, последствия тоталитарной идеологии, родительские установки на социальную нормативность и опеку. По мнению известного немецкого психиатра X. Ремшмидта, часто психопатологические симптомы представляют собой неадекватное приспособление, неполноценные стратегии преодоления трудностей, возникающих в жизни подростков.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/5_63670_spetsificheskie-osobennosti-psihiki-i-povedeniya-podrostkov.html

Доклад

Специфические особенности психики и поведения подростков

ДОКЛАД

на тему

«Специфические особенности психики и поведения подростков»

Выполнила: Еремина В.С., преподаватель

по классу фортепиано МБУ ДО ДМШ им. Таривердиева М.Л.

г. Гвардейска

Подростковый возраст – ступень развития, на которой видоизменяется поведение, эмоциональные реакции и мировоззрение подростка – порой до такой степени, что взрослые говорят: «его будто подменили», «он стал совсем другим» – непонятным, чужым и даже отвергаемым.

Этот кризисный и трудный период несет с собой специфические (и в то же время типичные) проблемы, определяемые именно особенным социальным статусом и состоянием психики подростка. Рассмотрим взаимосвязь характерных особенностей подросткового возраста и проблем, с ними связанных.

В первую очередь следует отметить физическое и половое созревание, сопровождающееся изменением внешнего облика, различными вегетативными проявлениями, а также множеством новых переживаний, в том числе связанных с возникновением сексуального влечения.

Это означает, что подростки решают для себя задачу «привыкания» к новому физическому облику. Они становятся особенно чувствительными к замечаниям сверстников и взрослых, могут сильно страдать из-за несоответствия своей внешности принятым эталонам красоты.

Неудовлетворенность внешностью может вызывать настоящие страдания, не всегда разделяемые взрослыми. Однако, зная эту особенность, можно объяснить многие «непонятные» поступки подростков: чрезмерное злоупотребление косметикой, слепое следование вычурной моде, голодание, одержимость спортивными занятиями. Часы, проведенные у зеркала.

Нежелание одевать шапку.

И даже пропуски учебных занятий – после неудачных попыток «привести себя в порядок» – лицо, кожу, волосы… В норме озабоченность собственной внешностью встречается у подавляющего большинства подростков и со временем проходит; реже такой синдром является проявлением особой формы подростковой психопатологии – дисморфофобии1 (дисморфомании) В этом случае подросток демонстрирует болезненное недовольство собственной внешностью; у него существует представление о мнимом (или значительно переоцениваемом) физическом уродстве. Патологическая убежденность в наличии серьезного дефекта может сопровождаться

попытками его исправления с помощью косметологов, хирургов или маскировки специальными прическами, одеждой, головными уборами.

На патологическую природу данного переживания указывает сочетание убежденности в физическом дефекте со сниженным настроением (порой с суицидальными мыслями), с уверенностью в недоброжелательном внимании окружающих к этому дефекту и нарастающей социальной дезадаптацией подростка (отказ от посещения людных мест, стремление к уединению, потеря социальных контактов).

Одно из самых ярких свойств подросткового возраста – появление серьезной потребности в самостоятельности и независимости, которые нередко проявляются в оппозиционном поведении, «критиканстве», игнорировании авторитетов. Именно с этой возрастной особенностью связано, пожалуй, самое большое число жалоб родителей, пришедших на прием вместе с подростками.

Речь идет о подростковых конфликтах с родителями, продолжающими чрезмерно контролировать и опекать выросших детей. Члены таких семей на приеме у психолога, часто наперебой доказывают свою правоту, не слыша друг друга.

Как правило, родители предъявляют много претензий к поведению подростков и пытаются получить ответы на частные вопросы из серии «разрешать – не разрешать»; подростки же отстаивают свое право принимать самостоятельные решения. Не только родители являются значимыми людьми для подростка. В этом возрасте большую роль играет значимая группа сверстников.

Большую часть своего времени подросток проводит, общаясь со своими сверстниками. В общении он узнает себя и других людей, удовлетворяет свои потребности в принадлежности, принятии и теплом отношении, завоевывает статус, учится быть с людьми в разных ситуациях, развивает свою индивидуальность. Большинство подростков демонстрируют зависимость от своего окружения, подчиненность референтной группе; испытывают страх оказаться вне сообщества сверстников, стать «отверженными». Также любой подросток

время от времени сталкивается с проблемами, возникающими в процессе общения.

Дружба, одиночество, доверие, предательство, поиск своего места в группе, отношения с противоположным полом… Если подростка отвергает семья и школьное «позитивное большинство», то велика вероятность, что значимой для него окажется девиантная группа, в которой его примут со всеми недостатками.

Обычно в таких случаях подросток (в виде «платы» за принятие) начинает следовать нормам и ценностям этой группы, в том числе асоциальным.

Серьезные изменения происходят в эмоциональной сфере подростков: для них характерна живость и выраженная неустойчивость эмоций, сверхчувствительность к внешним влияниям, импульсивность, противоречивость чувств, склонность к резким колебаниям настроения, беспокойству и тревоге.

Такая особенность подростковой психики обуславливает глубину переживаний по значимым для подростка поводам: стрессы, разногласия и конфликты с близкими людьми могут переживаться достаточно остро. Периоды сниженного настроения могут встречаться у всех подростков, однако у некоторых из них они могут достигать особенной глубины и длительности. Возможно, в таких случаях речь идет подростковой депрессии – или «юношеской астенической несостоятельности». Она проявляется в неспособности к концентрации мыслей, отвлекаемости, снижении активности и работоспособности, повышенной утомляемости, нарушениях сна.

Еще одной проблемой, связанной со школьным обучением, является снижение учебной мотивации подростков. Педагоги и родители нередко жалуются на потерю интереса к учебе в средних и старших классах: подростки перестают выполнять домашние задания, нередко прогуливают уроки и не демонстрируют желания овладевать школьной программой. Объяснений этому феномену может быть несколько. Потеря интереса к

учебе часто связана с невозможностью усвоить школьную прогрмму. Именно в средних классах пробелы в знаниях учащихся становятся настолько явными, что уже не дают возможности двигаться вперед – сказывается недостаточность базовых знаний.

Таким образом, проблемы психологического характера, возникающие в подростковом возрасте, могут быть вызваны разнообразными причинами.

Основная проблема заключается в трудности распознавания причин и механизмов возникновения проблемного поведения подростков.

Именно поэтому так важна психологическая грамотность родителей и педагогов, их педагогическая компетентность и готовность оказывать помощь и поддержку подросткам.

Именно поэтому бывают так полезны консультации психологов, помогающих объективно рассмотреть ситуацию и найти решение.

Список использованной литературы:

  1. «Девиантность и социальная дезадаптация детей и подростков: основные понятия, факторы риска, профилактика.», Корчагина Ю.В

  2. «Дорога к дому. Программа подготовки подростков к будущей семейной жизни », Асонова Е.А., Маленкова Н.Л

  3. «Подросток :психологический портрет», Корчагина Ю.В

  4. «Агрессивный подросток», Авдулова Т. П.

  5. «Мой ребенок – подросток. Понять, принять, подружиться», Кравцова М.М.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/muzika/meropriyatia/doklad_spetsificheskie_osobennosti_psikhiki_i_povedeniia_podrostkov

Подростковый возраст

Специфические особенности психики и поведения подростков

Подростковыйпериод — период завершения детства,вырастания из него, переходный от детствак взрослости. Обычно он соотносится схронологическим возрастом с 10—11 до14—15 лет. Сформированная в учебнойдеятельности в средних классах школыспособность к рефлексии «направляется»школьником на самого себя.

Сравнениесебя со взрослыми и с более младшимидетьми приводит подростка к заключению,что он уже не ребенок, а скорее взрослый.Подросток начинает чувствовать себявзрослым и хочет, чтобы и окружающиепризнавали его самостоятельность изначимость.

Основные психологическиепотребности подростка — стремление кобщению со сверстниками («группированию»),стремление к самостоятельности инезависимости, «эмансипации» от взрослых,к признанию своих прав со стороны другихлюдей.

2. Ведущая деятельностъ в подростковом возрасте

Подростокпродолжает оставаться школьником;учебная деятельность сохраняет своюактуальность, но в психологическомотношении отступает на задний план.Основное противоречие подростковогопериода — настойчивое стремлениеребенка к признанию своей личностивзрослыми при отсутствии реальнойвозможности утвердить себя среди них.

Д.Б.Эльконин считал, что ведущей деятельностьюдетей этого возраста становится общениесо сверстниками.

Именно в началеподросткового возраста деятельностьобщения, сознательное экспериментированиес собственными отношениями с другимилюдьми (поиски друзей, выяснениеотношений, конфликты и примирения, сменакомпаний) выделяются в относительносамостоятельную область жизни. потребность периода — найти свое местов обществе, быть «значимым» — реализуетсяв сообществе сверстников.

Помнению Фельдштейна, интимно-личностныйи стихийно-групповой характер общенияпреобладает в том случае, если отсутствуютвозможности осуществления социальнозначимой и социально одобряемойдеятельности, упущены возможностипедагогической организации общественнополезной деятельности подростков.

3. Специфические особенности психики и поведения подростков

Стремлениеподростка занять удовлетворяющее егоположение в группе сверстниковсопровождается повышенной конформностьюк нормам поведения и ценностям референтнойгруппы, что особенно опасно в случаеприобщения к асоциальному сообществу.

Переходностьпсихики подростка состоит в сосуществовании,одновременном присутствии в ней чертдетскости и взрослости.

Вподростковом возрасте нередко сохраняетсясклонность к поведенческим реакциям,которые обычно характерны для болеемладшего возраста. К ним относятследующие:

1. Реакция отказа. Она выражается в отказеот обычных форм поведения: контактов,домашних обязанностей, учебы и т.д.

Причинойчаще всего бывает резкая переменапривычных условий жизни (отрыв от семьи,перемена школы), а почвой, облегчающейвозникновение таких реакций, — психическаянезрелость, черты невротичности,тормозимости.

2. Реакция оппозиции, протеста. Онапроявляется в противопоставлении своегоповедения требуемому: в демонстративнойбраваде, в прогулах, побегах, кражах идаже нелепых на первый взгляд поступках,совершаемых как протестные.

3. Реакция имитации. Она обычно свойственнадетскому возрасту и проявляется вподражании родным и близким. У подростковобъектом для подражания чаще всегостановится взрослый,  теми или иными  качествами  импонирующий его  идеалам   (например, подросток,мечтающий о театре, подражает в манерахлюбимому актеру).   Реакция имитации характерна для  личностно незрелых подростков в асоциальнойсреде.

4. Реакция компенсации. Она выражается встремлении-восполнить свою несостоятельностьв одной области успехами в другой. Если в   качестве  компенсаторной реакции   избраны   асоциальныепроявления, то возникают нарушенияповедения. Так, неуспевающий подростокможет пытаться добиться авторитета уодноклассников грубыми, вызывающимивыходками.

5. Реакция гиперкомпенсации. Обусловленастремлением добиться успеха именно втой области, в которой ребенок илиподросток обнаруживает наибольшуюнесостоятельность (при физическойслабости — настойчивое стремление кспортивным достижениям, при стеснительностии ранимости — к общественной деятельностии т.д.).

Собственноподростковые психологические реакциивозникают при взаимодействии с окружающейсредой и нередко формируют характерноеповедение в этот период:

1. Реакция эмансипации. Она отражаетстремление подростка к самостоятельности,к освобождению из-под опеки взрослых.При неблагоприятных средовых условияхэта реакция может лежать в основе побеговиз дома или школы, аффективных вспышек,направленных на родителей, учителей, атакже в основе отдельных асоциальныхпоступков.

2. Реакция «отрицательной имитации». Онапроявляется в поведении, контрастномпо отношению к неблагоприятному поведениючленов семьи, и отражает становлениереакции эмансипации, борьбу занезависимость.

3.Реакция группирования. Ею объясняетсястремление к образованию спонтанныхподростковых групп с определеннымстилем поведения и системой внутригрупповыхвзаимоотношений, со своим лидером.

 В неблагоприятных средовых условиях, при различного рода  неполноценности нервной  системы  подростка склонность  к этой реакции может взначительной мере определять егоповедение и быть причиной асоциальныхпоступков.

4.Реакция увлечения (хобби-реакция) . Онаотражает особенности внутреннейструктуры личности подростка. Увлечениеспортом, стремление к лидерству, азартныеигры, страсть к коллекционированиюболее характерны для подростков-мальчиков.

Занятия, мотивом которых являетсястремление привлечь к себе внимание(участие в самодеятельности, увлечениеэкстравагантной одеждой и т.п.), болеетипичны для девочек.

Интеллектуально-эстетическиеувлечения, отражающие глубокий интереск какому-либо определенному предмету,явлению (литературе, музыке, изобразительномуискусству, технике, природе и т.п.), могутнаблюдаться у подростков обоих полов.

5.  Реакции,   обусловленные формирующимся   сексуальнымвлечением (повышенный интерес ксексуальным проблемам, ранняя половаяжизнь, онанизм и т.д.).

Источник: https://studfile.net/preview/6163038/

MedGalva.Ru
Добавить комментарий